Rambler`s Top100

пасхальное послание

архиепископа

костромского и галичского

александра

всечестному духовенству, преподобному монашеству

и боголюбивой пастве земли костромской

 

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи,

тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли

и упразднив смерть; Пасха нетления, мира спасение.

(Светилен пасхальной утрени)

 

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры,

жители древней богохранимой Костромской земли!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Сердечно поздравляю вас с Праздником праздников, великим, торжественным днем — Светлым Христовым Воскресением, Пасхой Господней!

Событие Воскресения Господа Иисуса Христа, совершившееся два тысячелетия назад, возвестило миру начало нового времени жизни человечества, искупленного Крестными страданиями Спасителя от греховного порабощения. Слова «Христос воскресе!», объединяющие ныне весь народ Божий в духовной радости, выражают собою полноту нашего упования на Бога, искренность веры, непреложность надежды и силу христианской любви; восставший из гроба Господь, как говорит святой апостол Павел, «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). В пасхальном торжестве раскрывается смысл спасения мира, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим, спасения, сопричастником которого призван стать каждый человек; по слову преподобного аввы Исаии: «Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды».

Как повествует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, при явлении Воскресшего Спасителя апостолам «ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20, 20). Последователи Христа в Его земной жизни, испытав радость сопребывания с Ним, пережили печаль о смерти Господа, и затем — торжество Его Воскресения. Ныне в наших сердцах продолжается эта радость первых учеников Христовых. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29), — говорит Господь; поэтому наш путь встречи с Богом — следование Его заповедям, очищение души, участие в жизни Церкви. По слову великого иерарха и богослова XIX столетия святителя Филарета, митрополита Московского, «любящие Господа непременно увидят Его: в молитвенном собрании, как апостолы: в благочестивых размышлениях и беседах, как путешествовавшие в Эммаус; в делах сострадания и благотворения, как мироносицы».

Ныне мы находимся в самом начале пути церковного возрождения Отечества, но уже сейчас не можем не задаваться вопросом: как верующему христианину следует отвечать на вызовы современности, на то, что вокруг нас по-прежнему много зла, насилия и несправедливости, что достижения социального и технического прогресса все чаще используются не для блага общества, но во вред ему? Действительно, переживаемое нами время — непростое, многотрудное; поэтому каждый православный человек призывается Церковью не только жизнью по заповедям Божиим свидетельствовать верность Господу, но и усердно, с терпением, с любовью помогать находить дорогу к храму своим ближним, делом являть людям лик истинного последователя Христа, не боящегося противостоять злу — ибо «молчанием предается Бог». Вспомним увещание святого апостола Павла, обращенное к ефесским христианам: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31). Даже по прошествии двадцати веков эти слова звучат очень современно: ведь если в душе нет мира — того благословенного состояния, о котором Господь в беседе с апостолами перед Крестными страданиями говорил: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), — значит, сердце человеческое опустошено, в нем не запечатлелся образ Христа, «нас ради и нашего ради спасения» воплотившегося, страдавшего, погребенного и тридневно воскресшего. Дела такого человека не могут не быть злы (Ин. 3, 20); и, как вокруг стяжавшего, по слову преподобного Серафима Саровского, «дух мирен» спасаются тысячи, так же и близ сознательно противящегося Божией силе и Божией премуд­рости (1 Кор. 1, 24) — распространяется столь характерная для современного общества атмосфера бездуховности. Преодолеть ее можно, лишь основываясь на многовековых устоях и традициях православного благочестия, на том, чем стояла и укреплялась некогда Святая Русь: ведь, как говорит вдохновенный   проповедник   XIX столетия архиепископ Херсонский Иннокентий, «там, где земная мудрость теряется и не знает, что делать, — там христианская вера озаряет, утешает и живит». Поэтому, размышляя о грядущих судьбах Родины, мы не предаемся унынию, но молитвенно обращаем­ся ко Господу — к Тому, Кто победил Своим Воскресением смерть, — испрашивая Его по Своей неизреченной милости даровать новую, благословенную жизнь многострадальной Русской земле.

Особое значение имеет сейчас забота о воспитании детей и молодежи. От всех нас зависит: сможем ли мы прервать унаследованную от десятилетий гонений на Церковь преемственность духовной пустоты, которая в последние годы все более угрожает благополучию Отечества. Сделать это может ныне лишь Церковь — но не только как социальный инсти­тут, а как сообщество хранящих «единство духа в союзе ми­ра» (Еф. 4, 3) искренне верующих, любящих свою Родину православных христиан, готовых каждый на своем месте совершить все возможное для пользы подрастающего поколения, нуждающегося в добром духовном научении и примере; «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36).

Хотел бы напомнить пастве Костромской земли и о том, что пасхальная радость не может быть полной и совершенной, если она не разделяется с ближними. Многие из тех, кто окружают нас, испытывают потребность в помощи, сочувствии, слове ободрения и утешения; поэтому не будем забывать о благочестивой традиции нашего народа — в пасхальные дни совершать дела милосердия, помогать обездоленным, больным, страждущим, чтобы и они смогли вместе с нами пережить торжество православной веры, явленное миру Воскресением Христовым, ощутить в своем сердце глубину Божественной Любви.

В августе этого года нас ожидает юбилейное празднование 850-летия Костромы — события, значимость которого усугубляется предстоящим визитом в Костромскую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые в истории Первосвятитель Русской Православной Церкви возглавит богослужение и крестный ход по земле древнего града Костромы в день обретения всероссийской святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Богу содействующу, да станут предстоящие торжества добрым знамением духовного возрождения нашего края!

Ныне, празднуя «Пасху Божию спасительную», молитвенно желаю церковной пастве Костромской земли благословенных успехов в трудах, семейного мира, счастья и согласия по слову Апостола, «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да пребывают со всеми вами!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

 

Смиренный АЛЕКСАНДР,

Архиепископ Костромской и Галичский

 

 

Пасха Христова 2002 года

Град Кострома

 

На главную страницу

К содержанию сайта

Rambler`s Top100

Хостинг от uCoz